• 23.07.2017

Сказ про СКЗИ

О том, что наличие тахографов в транспортных средствах категорий M2, M2, N2 и N3 обязательно, знают, пожалуй, все наши читатели. А вот о том, что раз в три года эти устройства необходимо обслуживать — помнят немногие. Вернее, вмешательство сервисных специалистов требуется в один из электронных компонентов — СКЗИ, который спрятан в защищённый от вскрытия опломбированный корпус. 

Что же такое СКЗИ???

СКЗИ — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования и защиты информации.

Конструктивно блок представляет собой моноблочный корпус с антенным разъёмом и интерфейсным разъёмом FCI для выдачи измеритель- ной информации по интерфейсным шинам. Блок оснащён навигационной платой для работы по спутниковым сигналам систем ГНСС ГЛОНАСС/GPS, управляющим микроконтроллером, криптографическим сопроцессором, батареей питания, энергонезависимой микросхемой памяти. 

В настоящее время существуют три типа СКЗИ устанавливаемые в тахограф: это «НКМ-1», «НКМ-2» и «НКМ-К». Блоки СКЗИ тахографа «НКМ-2» и «НКМ-К» внесены в перечень типов средств измерений и требуют прохождения поверки. НКМ («навигационно-криптографический модуль») — это запоминающее устройство, в котором после первичного внесения данных стереть или модифицировать записанную на нём информацию невозможно. В памяти «зашита» информация о транспортном средстве (марка, модель, VIN, гос. номер) и данные его владельца (название организации, адрес, ИНН, ОГРН). После активации СКЗИ эту информацию также невозможно изменить — сделано это для того, чтобы тахограф использовался только на занесённом при активации в память блока автомобиле и не мог беспорядочно переставляться с одно- го транспортного средства на другое, без замены НКМ. 

В случае выхода тахографа из строя просто взять и поставить на его место новый не получится, так как СКЗИ тахографа активировано и в него внесены вышеуказанные данные. Переставлять СКЗИ из тахографа в тахограф также нельзя, так как СКЗИ привязано к конкретному серийному номеру тахографа. Выходит, что в случае поломки тахографа и отправки его в ремонт на завод-изготовитель, автомобиль будет простаивать. А брать ещё один совершенно новый тахограф нерентабельно.

Почему обязательно менять блок СКЗИ? 

Срок работы СКЗИ составляет три года с момента его активации (предусмотрено производителем). Таким образом, собственник транспортного средства, ровно через три года после установки тахографа на автомобиль, согласно действующему законодательству, при плановой калибровке тахографа обязан произвести замену блока СКЗИ.

По истечении срока работы СКЗИ сигнальная информация об этом выводится на жидкокристаллическое табло тахографа (предусмотрено производителем). В случае, если ваше транспортное средство остановит сотрудник ДПС или проверит транспортная инспекция (так как сформирована единая база активизированных тахографов), есть большая вероятность, что данный тахограф будет признан недействительным и вас обяжут установить новый или, в лучшем случае, произвести замену блока СКЗИ.

Если тахограф вообще не установлен на транспортном средстве, тогда на должностное лицо компании-перевозчика наложат штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на водителя — от 1 000 до 3 000 рублей, а с юридического лица взыщется от 15 000 до 30 000 рублей. Если тахограф выключен, или автомобиль осуществляет транспортировку грузов со сломанным тахографом либо неисправным СКЗИ, назначают аналогичные штрафные санкции.

В состав замены СКЗИ входят следующие услуги.

1. Демонтаж тахографа. Питание устройства отключают, его изымают и передают в кабинет, оборудованный для активизации НКМ.

2. Деактивация СКЗИ. Процесс пе- редачи данных о прекращении рабо- ты НКМ и его замены на сервер ФБУ «Росавтотранс».

3. Замена блока СКЗИ.

4. Активизация (активация) блока СКЗИ. Процесс проверки, внесе- ния и передачи данных о транс- портном средстве на сервер ФБУ «Росавтотранс».

5. Монтаж тахографа, пломбировка соединений.

6. Калибровка цифрового тахографа. Включает в себя несколько этапов: настройку, юстировку и поверку.

Стоит обратить внимание на то, что при замене СКЗИ мастерская должна выдать вам паспорт на блок НКМ (блок СКЗИ) с отметкой о прохождении первичной поверки и заполнить формуляр соответствующей формы. Замену СКЗИ может производить исключительно мастерская по тахографам имеющая на данный вид деятельности лицензию ФСБ России. 

Выбирай правильную мастерскую!


Что касается мастерских по тахографам, то очень большое количество маленьких мастерских, открытых изначально только на пик 2014-2016 годов, уже закрылись. Работайте только с надёжными и проверенными поставщиками, обязательно запрашивайте у них уведомление ФБУ «Росавтотранс» и лицензию ФСБ России перед заключением договора.

Согласно информационному письму «Росавтотранса» от 30.05.2014 года No 03-09/1534, Правительства Российской Федерации No 313 от 16.02.2012 года и разъяснения ФСБ России, все мастерские, работающие в сфере установки тахографов, проводящие их калибровку и активацию блоков СКЗИ, должны иметь лицензию ФСБ России по месту осуществления деятельности. Её получение — это очень сложный и долгий процесс, связанный с большими финансовыми вложениями как на этапе открытия, так и в ходе дальнейшей работы. 


СПРАВКА

Тахограф — бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. В соответствии с требованием приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. No 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» введены требования по оборудованию автотранспорта. Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);

• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);

• транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);

• транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3). 

































Возврат к списку